x
  • Главная
  • Карта сайта
Мой avantix.ru
Зарегистрироваться
эл. почта:
пароль:
Забыли пароль?


 

Информация. Новости.

Категории новостей:

Календарь новостей:

Российские аэропорты борются с птицами

10-апр-2006

Весенние миграции птиц ежегодно приносят массу хлопот служащим московских аэропортов: на всей территории столичного авиаузла в апреле начинаются активные действия по «противовоздушной» обороне. Наиболее радикально к отпугиванию птиц от самолетов подошли в «Домодедово». Здесь содержатся 12 ястребов-тетеревятников, которые одним своим видом призваны отогнать чаек и ворон от взлетных полос.

Отпугивать птиц от самолетов в крупных аэропортах начали еще в советское время. НИИ Гражданской авиации создал даже специальную группу авиационной орнитологии. Ученые выяснили, какие аэропорты и в какое время подвергаются массовым нашествиям птиц, и исходя из этого разработали рекомендации для технических служб. По данным Госцентра «Безопасность полетов на воздушном транспорте», до 70% столкновений птиц с самолетами происходит в светлое время суток на высоте до 100 метров, во время захода самолетов на посадку.

Для разных аэропортов страны разработаны наиболее «орнитоопасные» периоды года. В «Домодедово» это апрель — октябрь, в обоих «Шереметьево» — июнь-июль, октябрь, питерский узел «Пулково» чаще всего страдает от птиц с июля по сентябрь, а аэропорт Ульяновска — в марте — апреле и августе — октябре. В эти периоды экипажам рекомендовано «производить взлет и посадку днем только с включенными фарами», чтобы хоть как-то обезопасить машины от столкновения с птицами.

В Подмосковье даже соседним аэропортам угрожают разные виды птиц. Для «Шереметьево» основную опасность представляют чайки (они гнездятся рядом на озере), утки, галки, скворцы и чибисы. «Домодедово», по данным ГосНИИ Гражданской авиации, вообще расположен на одной из птичьих трасс, где весной и осенью происходит массовый пролет пернатых. Именно поэтому в «Домодедово» часто фиксировались случаи столкновения лайнеров с птицами на большой высоте (до 2, 5 км) ночью. В окрестностях «Домодедово» орнитологи нашли несколько больших колоний грачей, которые также рискуют столкнуться с самолетами.

— Наши орнитологи работают ежедневно, применяя стандартные шумовые отпугиватели, воспроизводящие тревожные крики разных видов птиц, — сообщили в пресс-службе «Домодедово». — Кроме того, в нашем питомнике содержатся 12 ястребов-тетеревятников, которых ученые готовят к работе по птице. Пока тренировки прошел один тетеревятник. Ученые следят и за территорией вокруг аэропорта: приходится регулярно вырубать кусты, где гнездятся мелкие воробьиные, осушать болотца и пруды. Но в основном мы стараемся использовать биологические методы борьбы с птицами: то есть шумовое отпугивание и работу с ловчими хищниками.

Последняя научная разработка в области защиты самолетов от птиц — российское пиротехническое изделие под названием «Халзан» — пока в аэропортах не прижилась. По мнению ученых, испытавших «Халзан» на одном из мусорных полигонов Подмосковья, орудие очень эффективно. «Халзан» выпускает в воздух заряд, оставляющий яркий оранжевый след и на большой высоте рассыпающийся наподобие фейерверка. На чаек, ворон и голубей применение пиротехники действует неотразимо. Однако закупать «Халзан» для технических служб аэропортов оказалось сложно: пользоваться им могут только люди с разрешением на ношение огнестрельного оружия, а техперсонал аэропортов по старинке предпочитает пользоваться духовыми ружьями и шумовыми генераторами.

Источник:  "Известия"